Создание системы АСКУЭ АО "Атырау Жарык"

by Интервью с Кайратом Атыхановым, начальником метрологической службы, главным метрологом АО "Атырау Жарык"

 

 

Кайрат Атыханов, начальник метрологической службы, главный метролог АО "Атырау Жарык" Visual

И.RU
Здравствуйте. Мы знаем, что Вы уже несколько лет создаёте систему АСКУЭ. Но только сейчас Ваши специалисты смогли приехать и пройти обучение в нашей компании. Как у Вас идут дела?

К.А.
Добрый день. Да, действительно. У нас так получилось, что мы сначала фактически изучили АльфаЦЕНТР, RTU-327, а теперь вот, нам удалось попасть на обучение, и сейчас мы свою практику теоретически подкрепляем. В соответствии с принятой инвестиционной программой, нами было запланировано внедрение АСКУЭ на всех наших 70 подстанциях по всей области, и 15 РП в черте города. Развёртывание системы АСКУЭ идёт 3-й год. У нас около 1000 точек учёта. В среднем на одной подстанции от 5 до 25 присоединений. Создание нашей системы идёт поэтапно. Сначала мы в 2010 году поставили счётчики АЛЬФА  А1800 и УСПД на 15 подстанций. В прошлом году мы сделали ещё 25 подстанций. Поставили АльфаЦЕНТР, головной сервер сбора данных. Организовали центр сбора. Как появились средства, стали  делать связь. Докупили спутниковые терминалы. Теперь из всех районов у нас есть канал связи, по которому получаем данные и видим все подстанции.

В феврале этого года у нас была сдача 1-го этапа, это Центральный диспетчерский пункт и 40 подстанций в опытную эксплуатацию. В этом году планируется внедрить АСКУЭ на остальных 30 подстанциях и 15 РП. И с учётом метрологической аттестации и освидетельствования всех измерительных комплексов (поверка трансформаторов тока и напряжения), мы всю систему планируем сдать в промышленную эксплуатацию к концу этого года.

И.RU
Каковы основные задачи системы?

К.А.
Основная цель – это создать АСКУЭ оптового рынка. Передавать данные коммерческого учёта системному оператору в лице нацкомпании АО "КЕГОК". Но мы хотим и сами видеть все свои точки, выявлять где есть небаланс и оперативно на это реагировать.

И.RU
Расскажите подробнее о структуре системы. Какие счётчики стоят, УСПД?

К.А.
Когда мы начинали реконструкцию подстанций до внедрения АСКУЭ, то все старые индукционные счётчики, установленные на реконструируемой подстанции, мы меняли на счётчики ЕвроАЛЬФА. Они у нас стоят на 5-6 подстанциях. Есть ещё и АЛЬФА А1140 – около 30 штук. Остальное – это новые АЛЬФА А1800. Счётчики на подстанции все обвязаны по Ethernet. На каждой подстанции стоит УСПД RTU-327. Как я уже сказал, на удалённых подстанциях у нас стоят спутниковые терминалы. К ним подключены УСПД и, таким образом, данные уходят на центральный сервер, который находится в г. Атырау. В городе мы используем временно GSM-модем. Но т.к. GSM связь довольно дорогая, то это канал у нас считается резервным. Основным каналом у нас должен быть WiMAX. Поэтому город мы пока опрашиваем раз в день. А с районов мы уже сейчас каждый час получаем данные через спутниковый терминал. И раз в день все данные отправляем в КЕГОК.

И.RU
Какие результаты демонстрирует система? В чем-то уже система показала себя?

К.А.
Система полноценно заработала только в конце прошлого года. И вот уже и январь, и февраль, март мы уже не ездим по подстанциям, не списываем показания со счётчиков вручную. Все видим на мониторе. А раньше, вот например, последний день месяца. Весь автотранспорт со всех служб снимается, даётся для списывания показаний персоналу службы сбыта. И каждый, заранее распределившись, начинает ездить на подстанции и списывать показания. Вот траты и на машины, и на бензин. И персонал задействован. А потом есть человеческий фактор: где-то что-то кто-то неправильно списал, или в темноте написал вместо нолика восьмёрку, отсюда и идёт небаланс. Проверить не возможно. Что делать? Опять ехать на эту  подстанцию и обратно. На это всё уходит время.
А все ждут. Где баланс? Надо потребителям выставлять счета. А мы ещё не закончили. Так что вот,
теперь, у группы АСКУЭ, у связистов, у меня стоят АРМ. Вот совместно с группой АСКУЭ и связистами мы эту систему начали строить, курируем её, вместе работаем.
На данный момент мы видим уже данные по 40 подстанциям. И по ним готовим ведомость.

И.RU
Чем-то ещё помогла система, кроме того, что автоматизировали учёт?

К.А.
Недавно была у нас аварийная ситуация. Ребята "залезли" в АльфаЦЕНТР, со счётчика АЛЬФА А1800 сняли полную векторную диаграмму, параметры сети. Распечатали, руководству предъявили. Видим – вся ситуация по подстанции как на ладони. Полностью присоединение было отключено, время с такого-то по такое-то. Раньше мы этого ничего не знали. Если счётчик не получал питания, то невозможно выяснить когда он перестал считывать показания, 3 дня назад, неделю, а может и месяц. А сейчас, когда стоит уже электронный счётчик, то всё проверяется сразу. Заходим в журнал событий, что, когда, смотрим. Тут же проверяем, кто был, какой персонал. И все выясняем. Так что вот есть уже контроль, и персонал чувствует ответственность.
Кроме того, группа балансов, при центральной диспетчерской службе, один АРМ имеет. И они тоже начинают системой пользоваться. Оптимальные нагрузки смотрят. Мы можем оперативно выявить, что небаланс пошёл. И оперативно выявить причину, и устранить неисправность.
Так что возможностей, как мы узнали здесь на обучении, у АльфаЦЕНТР много. Надо только научиться ими правильно пользоваться.
Вот, например, мне как метрологу, очень поможет, что можно все данные по трансформаторам тока, напряжения, когда последняя поверка и пр. занести в базу данных АльфаЦЕНТР. И в любой момент всё распечатать. Мне эти данные всегда нужны для метрологической аттестации измерительных комплексов. Для подготовки протоколов и т.д. У меня будет уже более полный и реальный контроль по этим данным.

И.RU
Какие то есть проблемы с оборудованием?

К.А.
Проблемы с оборудованием, естественно, есть. Идёт опытная эксплуатация. Вот вылетали 2 раза RTU уже. 4-й порт сгорал. Сейчас забираем RTU-327 из ремонта.
Ещё вот думали поломка. RTU не запускался у нас. Но потом запустили, ребята из вашего Казахстанского филиала. Они сами запустили, и убедились, что всё в порядке.
Со счётчиками, в принципе, в основном нет проблем.

И.RU
Что в будущем ждёте?

К.А 
Раз уж мы строим систему АСКУЭ и создаём свой канал связи, то мы решили в дальнейшем возможности своего канала связи расширить и использовать его, например, под имеющуюся на данный момент охранную сигнализацию. Поскольку большинство подстанций у нас без обслуживающего персонала. И бывают случаи хищения цветного металла. Теперь, дверь открывается, срабатывает охранная сигнализация. Сигнал идёт по имеющемуся каналу связи АСКУЭ.

Плюс, главное, мы хотим не только АСКУЭ иметь, но и в дальнейшем наладить телемеханику и телеизмерения. Поэтому мы уже сейчас заказываем счётчики с 2-мя интерфейсами.
Кроме того, есть у нас также несколько потребителей, учёт которых организован прямо на наших подстанциях. И мы им можем дать видеть через 2-й интерфейс данные своих счётчиков.
Так что, главное для нас сейчас закончить внедрение и оснащение системы АСКУЭ. Успешно сдать её в промышленную эксплуатацию и пользоваться её плодами. Вот съездили на обучение, увидели сколько ещё есть возможностей в АльфаЦЕНТРе.
Будем работать дальше, развивать систему АСКУЭ на нашем предприятии.

И.RU
Спасибо большое за такой подробный рассказ. Я уверен, что Ваш опыт поможет многим нашим коллегам.

 

 

 

НОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Подписка

Подписка на аналитические материалы и новости отрасли.